8 800 550-7519 info@s-t-d.ru
19 апреля 2017

Караоке

Караоке

- от бюджетного до элитного: как правильно выбрать оборудование

Чтобы открыть успешное заведение с караоке, нужно, прежде всего, понимать, чем караоке отличается от всех остальных заведений с музыкой. Собственно, отличие только одно - в караоке поют гости, а не приглашённые артисты (или просто фоновая музыка). Но из этого, казалось бы, простейшего отличия вытекает множество нюансов, о которых нужно позаботиться на стадии проектирования нового заведения, чтобы потом не кусать локти.

Для оборудования караоке-бара, им недостаточно «стандартного набора» вокалиста: микрофон, микшер, усилитель и акустические системы (колонки). Нужно ещё устройство, которое называется караоке-машина, которое будет воспроизводить фонограмму, и демонстрировать на больших экранах текст песни. Простейшей караоке-машиной можно считать DVD-проигрыватель с функцией караоке, но его функционал настолько далек от сферы професионального применения, что обсуждение таких решений полностью выходит за рамки этой статьи.

DVD с функцией караоке не является профессиональным решением

Самым бюджетным вариантом профессиональной караоке-машины можно считать обычный компьютер с установленным на нём программным обеспечением (ПО для караоке), выполняющим функции караоке-машины: воспроизведение фонограмм, отображение текста и некоторые другие функции. ПО для караоке стоит, как правило, смешных денег (либо вообще бесплатное), коллекции песен для караоке в изобилии представлены на популярных торрент-трекерах. Основных недостатков у такого решения два: необходимость самостоятельно вручную обновлять коллекцию песен (скачивать файлы, добавлять их в базу и т. д.), а также некоторая неопределённость в сфере авторского права, поскольку скачивать файлы с торрентов - это, в целом, легально, а вот воспроизведение их в публичном месте уже может быть неоднозначено оценено правообладателями или правоохранительными органами. Ну и третьим, менее существенным, но всё же недостатком можно считать то, что программные решения воспроизводят только MIDI-файлы, в отличие от их «старших собратьев» - профессиональных караоке-машин, поддерживающих воспроизведение профессиональных студийных минусовок для караоке с бэк-вокалом. Хотя, справедливости ради, стоит отметить, что с развитием технологий программного синтеза музыкальных инструментов, звучание MIDI-фонограмм от живого оркестра отличат только музыканты и меломаны. Резюме: программные караоке-машины - это бюджетное решение для невзыскательной публики, или для домашнего применения, когда DVD-диска под названием «100 любимых песен» уже не хватает для полноценного культурного досуга.

Профессиональная караоке-машина - это, технически, тот же самый персональный компьютер, но с существенными доработками. Такие приборы, как правило, оснащаются аппаратным MIDI-синтезатором от всемирно известной фирмы Roland, могут иметь микрофонные входы и встроенную голосовую обработку. В отличие от программных караоке-машин эти приборы позволяют воспроизводить в качестве фонограммы файлы в формате MP3, что даёт возможность пополнять базу песен записями «живых» музыкальных коллективов и бэк-вокалистов, вплоть до оригинальных фонограмм, под которые выступают со сцены популярные артисты. Некоторые караоке-машины имеют на борту даже видеовход - для того, чтобы в качестве фона для текста песни можно было использовать «живую» съёмку выступающего или его аудитории. Эту функцию можно превратить в дополнительный источник заработка для заведения - многие с удовольствием приобретут DVD или просто видеофайл с собственным выступлением на сцене под профессиональную минусовку и с профессиональным светоэффектным сопровождением.

Главное достоинство профессиональных караоке-машин - это то, что вы приобретаете готовое решение, которое работает сразу «из коробки», и обновления базы песен производятся практически одним нажатием кнопки. Кроме того, поскольку это готовое решение - все вопросы, связанные с авторскими правами, ложатся на производителя данного устройства.

Система звукоусиления (СЗУ), хотя и предназначена, казалось бы, для той же цели, что и любая концертная СЗУ, в условиях караоке-клуба работает в условиях, когда микрофон исполнителя находится не на сцене, позади основных акустических систем, а в зрительном зале, в поле прямого излучения основных АС. Это, мягко говоря, нехарактерный для таких систем режим работы, чреватый опасностью возникновения акустической обратной связи («свист» микрофонов). Таким образом, для того, чтобы и поющему, и зрителям в заведении было комфортно и приятно, необходимо уделить особое внимание проектированию системы звукоусиления. Как правило, в караоке-заведениях применяется распределённая система звукоусиления, настроенная соответствующим образом. И, разумеется, не стоит забывать об акустическом оформлении помещения - если пренебречь этим важнейшим фактором, можно свести на нет все вложения в аппаратуру и усилия по её настройке.

Ещё одним важным отличием караоке от концертного зала является то, что абсолютное большинство исполнителей караоке не являются профессиональными исполнителями - то есть, попросту говоря, не умеют работать с микрофоном. Профессиональный исполнитель всегда контролирует расстояние от рта до микрофона, варьируя его в зависимости от громкости собственного голоса в разных частах музыкальной композиции, в результате чего баланс громкости голоса и музыки сохраняется практически без вмешательства звукорежиссёра. У исполнителей же караоке таких навыков нет, и уровень сигнала микрофона постоянно «плавает» в очень широких пределах. Выправить эти колебания вручную вряд ли сможет даже самый опытный специалист, однако, с этой задачей легко справится цифровая аудиоплатформа - прибор, который реагирует на изменения входного сигнала в считанные миллисекунды. Аудиоплатформа способна, практически не искажая сигнал, автоматически регулировать усиление канала таким образом, что колебания громкости будут практически незаметны, и звукооператору останется лишь скорректировать общий баланс голоса и фонограммы. Аудиоплатформа также может помочь в раздельной ругелировке и маршрутизации аудиосигнала в различных звуковых зонах заведения, как это было сделано, например, в караоке-клубе «Русская рулетка» в Ставрополе.

Отдельной «фишкой» заведения может стать наличие в составе системы звукоусиления прибора голосового моделирования. Это устройство, кроме традиционных голосовых эффектов (reverb, delay и т. п.) может «подтягивать» вокал исполнителя, если он слегка не попадает в ноты, изменять тональность голоса, формировать из одного голоса многоголосый бэк-вокал. Наиболее продвинутые приборы этой серии способны корректировать тембр голоса - например, голос самого обычного тенора с такой обработкой будет похож на Луи Армстронга, или Кипелова - всё зависит от настроек прибора. Однако, не стоит забывать, что даже самая совершенная обработка скорректирует лишь тембр голоса, но не другие важнейшие его характеристики - выговор, интонации, особенности произношения отдельных фонем и слов и т. п. То есть, кнопки «петь как Пугачёва» в природе не существует.

С точки зрения гостей заведения, суть караоке - это возможность ощутить себя звездой на сцене. Именно этот факт должен лежать в основе таких технических решений, как освещение и видеосъёмка. В идеале, система освещения должна позволять превратить любое посадочное место в «мини-сцену», а система видеосъёмки - выбрать наиболее эффектный ракурс для того, чтобы видеозапись выглядела, как выступление если не на «Евровидение», то уж как минимум на сцене «Фабрики звёзд». Но для достижения такого эффекта требуется довольно серьёзный комплекссценического света, несколько поворотных камер, а также система видеокоммутации и управления, то есть, фактически, набор оборудования для «настоящего» концертного зала, и насколько это оправдано для караоке бара - вопрос, который каждому инвестору предстоит решать самостоятельно.