8 800 101-6519 info@s-t-d.ru
13 декабря 2020

Проект реконструкции дома культуры

Реконструкция дома культуры — сложное и ответственное мероприятие, и в наши дни никогда не делается без соответствующей проектной документации

Реконструкция дома культуры — сложное и ответственное мероприятие, и в наши дни никогда не делается без соответствующей проектной документации

Реконструкция дома культуры — сложное и ответственное мероприятие, и в наши дни никогда не делается без соответствующей проектной документации. Нюанс в том, что компетенциями, необходимыми для проектирования как стен, электрики и канализации, так и систем звукоусиления, постановочного освещения, механики сцены и множества других, обладал разве что приснопамятный «Гипротеатр», а проекты реконструкции провинциальных домов культуры заказываются у местных же строительных проектировщиков, даже лучшие из которых вряд ли знают что такое, например, линейный массив.

Поскольку реконструкция ДК всегда происходит за государственный счёт, она всегда происходит в форме открытого аукциона. И здесь критически важно наличие грамотно выполненного проекта, без которого подрядчик, в худшем случае, сможет установить пару компьютерных колонок и одну лампочку с возможностью смены цвета, формально закрывая этим разделы «система звукоусиления» и «постановочное освещение сцены». Единственный способ защиты от такой ситуации — поручить выполнение соответствующих разделов проекта профессионалам. И, разумеется, проект — это возможность на стадии планирования получить максимум информации о том, что получится в итоге и сколько это будет стоить.

проектирование ДК

Качественно выполненная проектная документация позволит не только «увидеть» результат реконструкции на чертежах, но и обоснованно требовать от подрядчика выполнения работ в полном объёме

Наверное, самой важной (и самой сложной) частью такого проекта является система звукоусиления. Сложность этого раздела проекта усугубляется тем, что на итоговое качество звука влияет не только (и даже не столько) сама аппаратура, сколько геометрия помещения и применяемые отделочные материалы. Дело в том, что если помещение представляет собой прямоугольную «коробку», выполненную преимущественно из твёрдых материалов (гипсокартон, стекло, плитка) — оно будет гулким (по-научному — с большим временем реверберации), и это приведёт к тому, что большинство слушателей в зале будет слышать «эхо», многократно отражённое от стен и потолка, громче, чем прямой сигнал из колонок. В результате люди в зале будут слышать ритм и мелодию, будут понимать на каком языке поётся песня, но им будет очень сложно разобрать слова. В акустике есть параметр «разборчивость», и он напрямую зависит от соотношения громкости прямого звука из колонок и отражённого от стен.

Единственным способом на стадии проектирования обеспечить оптимальные параметры акустики помещения является компьютерное моделирование. В специальной программе строится трёхмерная модель помещения, загружаются акустические свойства используемых отделочных материалов, и, совместно с дизайнерами, вырабатывается компромисс между визуальным представлением дизайнеров и требованиями к качественному звуку.

проектирование ДК

Компютерное моделирование акустики зала исключит неприятные сюрпризы

Единственный официальный документ, регламентирующий требования к системам звукоусиления — это «Руководство по проектированию систем звукового обеспечения на строящихся и реконструируемых объектах г. Москвы» (утверждён указанием Москомархитектуры от 24.08.00 № 35), желательно требовать от проектной организации опираться на него.

С постановочным освещением сцены (это все прожекторы и световые приборы, равномерно освещающие сцену и формирующие световые эффекты) всё ещё хуже — регламентирующих документов по этому направлению нет вообще, за исключением норм горизонтальной и вертикальной освещённости в СП 31-110-2003 «Проектирование и монтаж электроустановок жилых и общественных зданий». Существует ряд учебных и справочных изданий, посвящённых постановочному освещению сцены, но при проектировании этой системы приходится руководствоваться опытом художника по свету и инженеров проектной организации. Из современных тенденций в этом направлении можно отметить проникновение светодиодов практически во все виды прожекторов (вплоть до мощных поворотных). Также, применение прожекторов в поворотном корпусе (световые «головы») позволяет упростить обслуживание системы освещения: вместо постоянного перенаправления и замены светофильтров в традиционных «ламповых» прожекторах, для чего необходимо держать штат осветителей, все перенастройки и направления, и цвета выполняются одним оператором на световом пульте.

Собственно, и классический световой пульт сейчас имеет смысл применять только для очень больших объектов с множеством световых приборов, несколькими мероприятиями каждый день и профессиональным оператором в штате. Для большинства небольших залов намного оптимальнее будет компьютерная система управления светом (Sunlite, DAS light, Light Jockey и т. п.). Во-первых, такие системы существенно дешевле больших профессиональных световых пультов, во-вторых — работать с ними после минимальной подготовки сможет любой уверенный пользователь ПК, тогда как профессиональные световые пульты необходимо достаточно глубоко изучать.

Мы можем порекомендовать следующий состав системы постановочного освещения сцены:

  1. Заливные прожекторы в поворотном корпусе (они же головы типа «wash») с изменяемым углом раскрытия луча (zoom) — их можно использовать как для заливки сцены, так и для создания динамических эффектов.
  2. Эффектные прожекторы в поворотном корпусе (они же головы класса «spot»), они проецируют луч различной формы и цвета.
  3. Рампа — компактные линейные прожекторы, освещающие находящихся на авансцене.
  4. Стробоскопы на газоразрядных лампах — единственная область, в которой светодиоды проигрывают, т. к. вспышка газоразрядной строб-лампы намного короче и ярче, чем так называемое «стробирование» светодиодных приборов, следовательно, газоразрядные стробоскопы обеспечивают классический «стоп-кадр», в то время как у их светодиодных собратьев этот эффект намного более «размазан».
  5. Лазерные проекторы.
  6. Генераторы дыма и тумана, необходимые для того, чтобы в воздухе были видны лучи световых приборов и лазеров.

Как правило, в театральных и концертных залах требуется плавное выключение общего освещения, что автоматически переносит его в раздел технологического оборудования зала. В качестве самого бюджетного варианта можно предложить разделить потолочные светильники зала на несколько групп, которые будут последовательно выключаться с задержкой (вплоть до того, что это выключение может производиться вручную), но использование управляемых светодиодных светильников создаст намного более приятный эффект. На сцене необходимо предусмотреть дежурное освещение.

Задник сцены часто выполняют в виде светодиодного экрана. На сегодняшний день стоимость неразборных светодиодных экранов упала настолько, что использовать их в качестве задника могут себе позволить даже сельские дома культуры в рамках капитального ремонта. Стоимость модульных светодиодных экранов (которые можно достаточно оперативно пересобрать, например, из сплошного полотна в несколько отдельных полос) заметно выше. Часто залы домов культуры используются в качестве кинотеатральных, но кинопроектор не сможет обеспечить достаточный уровень яркости для видеозадника на концерте: кино показывают в полной темноте, а на концертах работает постановочное освещение.

Неотъемлемой частью любого концертного или театрального зала является комплект механики сцены. Однако, если 100 лет назад в театрах рабочие сцены по нескольку раз в день меняли подвесные декорации и перенаправляли прожекторы для каждого нового представления, то сейчас в большинстве небольших залов декорации либо отсутствуют, либо демонстрируются на видеозаднике сцены. Световые приборы в поворотном корпусе направляются в нужное место дистанционно, в светодиодных световых приборах не требуется частая замена ламп и светофильтров. Таким образом, в небольших залах от верхней механики сцены (достаточно дорогой даже в варианте с ручным приводом) можно вообще отказаться, предусмотрев вместо этого вышку-туру, с помощью которой примерно раз в год будет осуществляться регламентное обслуживание световых приборов и одежды сцены. Целесообразно, разве что, установить один штанкетный подъём перед задником сцены, чтобы можно было оперативно подвесить какой-нибудь логотип для очередного мероприятия.

Детальное описание элементов механики и одежды сцены вы можете найти в отдельной статье.

Наши специалисты с удовольствием помогут вам спроектировать, приобрести, установить и настроить лазерное, световое, звукоусилительное и другое оборудование для ночных клубов, караоке, ресторанов, концертных и актовых залов в Ставрополе, Краснодаре, Москве, Санкт-Петербурге, Сочи, Ростове-на-Дону, Нальчике, Грозном, Черкесске, Владикавказе, Махачкале, Элисте, Волгограде, других городах ЮФО, СКФО и республики Крым.