8 800 101-6519 info@s-t-d.ru
19 апреля 2017

Распределённые системы звукоусиления

Распределённое звукоусиление позволяет не только "выровнять" звуковое давление, но и существенно улучшить качество звучания

Распределённое звукоусиление позволяет не только "выровнять" звуковое давление, но и существенно улучшить качество звучания

Все, наверняка, замечали, что в одних клубах или ресторанах музыку приятно слушать, и несмотря на её громкость, он не мешает разговаривать. В других же, при вроде бы сравнимой громкости, музыка откровенно «режет уши», и при попытке поговорить не слышно даже себя, не говоря уже о собеседнике. Разумеется, существуют различные ценовые категории звукоусилительной аппаратуры, однако очень часто даже дорогие акустические системы проблемы не решают. Причина в том, что мы имеем дело не с отдельно стоящей в пустоте системой звукоусиления, а с аппаратурой, установленной в помещении. Подробно влияние помещения на восприятие звука рассмотрено в отдельной статье, сейчас же для нас актуально самое заметное явление - реверберация, или, проще говоря, эхо. Вкратце, реверберация в помещении приводит к тому, что гости слышат не только прямой звук из акустических систем на сцене, но и многократные отражения от стен, потолка, пола и прочих поверхностей в помещении. Поскольку скорость распространения звука относительно невелика, отражения «прилетают» к слушателю с задержкой, которая зависит от расстояния, которое прошла звуковая волна, то есть, количества отражений. В результате слушатель получает кашу из множества «копий» звука с различной задержкой. А с учётом того, что, как правило, в большинстве заведений отделка помещения состоит из твёрдых, то есть хорошо отражающих звук материалов (гипсокартон, керамогранит, стекло, металл...) - громкость отражений может превышать громкость «полезного» звука, приходящего напрямую из акустических систем. Субъективно это (в худших случаях) выглядит так: слушатель узнаёт музыкальную композицию, тембр голоса исполнителя, но практически не может разобрать слова и не различает звучание отдельных музыкальных инструментов.

Резюмировать вышесказанное можно таким образом: субъективное ощущение «качества звука» во многом зависит от того, насколько громкость прямого звука превышает громкость отражений. Первое, что приходит в голову - это применение в отделке помещения звукопоглощающих материалов, которые не будут отражать звук и, таким образом, не будут формировать эхо. С применением звукопоглощающей отделки можно добиться очень хорошего звучания даже от сравнительно бюджетных акустических систем, однако, само по себе акустическое оформление - это довольно затратная задача, кроме того, часто звукопоглощающие отделочные материалы совершенно не вписываются в концепцию дизайна. В этом случае, если невозможно уменьшить громкость отражённого звука, остаётся второй вариант - увеличить громкость «полезного». Это можно сделать, дополнив основную систему звукоусиления множеством небольших маломощных акустических систем, распределённых по всему помещению, то есть, применив распределённую систему звукоусиления.

Обобщённо, распределённые системы звукоусиления можно разделить на два вида: системы фоновой трансляции и дополняющие системы, в этой статье мы обсуждаем второй вид. Основным отличием дополняющих систем от систем фоновой трансляции является то, что они обеспечивают несколько большее звуковое давление (громкость), а также тем, что дополняющие акустические системы звучат с задержкой, настроенной таким образом, чтобы их звук «долетал» до слушателя одновременно со звуком от основных АС на сцене. При правильной настройке системы гости заведения не обращают внимания на дополняющие АС, воспринимая звук как исходящий от основных АС на сцене, однако, если внезапно отключить дополняющею систему - все заметят резкое ухудшение качества звука.

Одним из свежих примеров дополняющей системы звукоусиления, реализованной нашей компании, является ресторан «Вена». В отделке помещения вообще не применялись звукопоглощающие материалы, поэтому звучание АС, установленных на сцене, заказчика не устраивало, эксперименты с количеством АС на сцене также, по понятным причинам, результата не принесли. В конце концов, мы дополнили систему звукоусиления распределёнными АС. Ещё один интересный пример дополняющей системы - DJ-бар «Goldy». В этом заведении использована звукопоглощающая отделка, следовательно, практически во всём диапазоне частот звук получился очень качественным и комфортным. Однако, поскольку практически все звукопоглощающие отделочные материалы очень плохо поглощают низкие частоты, в нижнем диапазоне наблюдаются все проблемы, связанные с наличием реверберации. Поэтому распределённая система в «Goldy» состоит только из сабвуферов, размещённых в самых проблемных зонах помещения.

 Наши специалисты с удовольствием помогут вам приобрести, установить и настроить лазерное, световое, звукоусилительное и другое оборудование для ночных клубов, караоке, ресторанов, концертных и актовых залов в Ставрополе, Краснодаре, Москве, Санкт-Петербурге, Сочи, Ростове-на-Дону, Нальчике, Грозном, Черкесске, Владикавказе, Махачкале, Элисте, Волгограде, других городах ЮФО, СКФО и республики Крым.